Воздухоплавательный туризм. Здесь же в 70-80-е стали проводиться первые слеты и соревнования дельтапланеристов, а затем и парапланеристов. Не случайно именно здесь существуют уникальные в своем роде музеи — Музей дельтапланеризма в Феодосии и Музей планеризма в Коктебеле. И сегодня Коктебель и Феодосия — признанные центры воздухоплавательно го спорта. Ежегодно в начале мая в Феодосии проводят международные соревновани; «Воздушное братство» и чемпионат Украины по полетам на тепловых аэростатах, в которых любой желающий может поуча ствовать в показательных полетах в качестве пассажира. В остальное время тоже можно подняться в небо и совершить захватывающий полет к над окрестностями (самостоятельно или с инструктором). Для этого рекомендуем обращаться в Центр планерного спорта на горе Узун-Сырт в Коктебеле, а также в аэроклуб «Дельф» на уд Гарнаева, 85 (тел. 4-26-65) и в Дельтапланерный клуб на ул. Степаняна, 61 (оба в Феодосии). Ну, а для тех, кто просто хочет ощутить радость парения в воздухе, практически везде в юго-восточном Крыму летом организованы полеты над морем и побережьем на мотодельтаплане с пилотом, стартующим на поплавках прямо с воды. Можно также полетать на дельтапланах и парапланах, буксируемых катерами. Музей дельтапланеризма – уникальный в своем роде, его экспонаты знакомят с историей возникновения и развития «малой авиации». В одном здании с этим музеем находится музей денег, в котором можно увидеть деньги, отчеканенные в Феодосии с античных времен до присоединения Крыма к России, а также деньги других государств, имевшие хождение в Украине и частично на территории Крыма. СОВЕТ ПИЛОТОВ КРЫМА ЗАПРЕТИЛ ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ НЕЛЕГАЛОВ НА ГОРЕ КЛЕМЕНТЬЕВА
Хребет Узун-Сырт, или гора Клементьева, является естественной границей между степным Крымом и Крымом горным. На севере от хребта - почти ровная степь, а на юге - вершины гор.Хребет Узун-Сырт через небольшое понижение переходит в группу трех высоких холмов – Коклюк (345 метров), Орта-Оба и Сары-Кая (336 метров). Холм Коклюк нависает над селом Наниково величественными скалистыми столпами и каменными хаосами у их подножий. У схождения оврагов, что отделяют Коклюк от Орта-Обы и Сары-Кая, находится Сарыкаинский источник.Холм Коклюк («Голубая вершина») покрыт степным разнотравьем и является великолепной обзорной точкой. Здесь выстроена небольшая аркада, которую хорошо видно с шоссе Феодосия - Коктебель. У подножия вершины лежит бессточная Баракольская котловина с постройками села Наниково. На плоском днище котловины во влажные годы образуется мелководное соленое озеро, а в сухие - пухлый солончак, заросший клубнекамышом, солянками и бескильницей. За Узун-Сыртом и Баракольской котловиной с обзорной точки просматриваются хребты Кучук-Янышар и Биюк-Янышар. А южнее, за широкой Армутлукской долиной и хребтом Татар-Хабурга, громоздятся хребты и скалы горного массива Карадага - горы Святая, Сююрю-Кая, просматриваются постройки Коктебеля. С юго-западной стороны внимание привлекает трехгорбый силуэт Эчки-Дага, до которого по прямой 14 км.Узун-Сырт в плане напоминает подкову, растянутую по бокам. Вытянутость горы определена направлением простирания слагающих ее пород. Изнутри Узун-Сырт – это своеобразный слоеный пирог, который состоит из неодинаковых по плотности переслаивающихся известняков и мергелей (мергель - осадочная горная порода, ещё не известняк, но уже не глина). Верх горы, ее плато бронировано пачкой твердых известняков, по бокам – мергели, легче поддающиеся выветриванию. Естественно, что со временем склоны Узун-Сырта оказались размытыми и он принял характерную столообразную форму. Два природных процесса – разломы и размывы – придали Узун-Сырт'у внешний вид, напоминающий дамбу или плотину, вставшую преградой ветрам. Древняя история Узун-СыртС вершины холма Коклюк грунтовая дорога ведет к селу Наниково - это отделение совхоза-завода «Коктебель». Оно названо в память о лейтенанте Наникове, который погиб в боях за село. Старое название села Наникова - Бараколь, что в переводе с тюркских языках означает собака, овчарка («бары»), а «коль» - пересыхающее озеро.По западному склону горы дорога следует мимо источника, в окрестностях которого на террасах Армутлукской долины обнаружены следы многих культур - от неолита до средневековья включительно. В конце неолита (8-3 тыс. до н.э.) рядом с источником находилась стоянка древнего человека. На вершине хребта Узун-Сырт археологи обнаружили остатки поселения IX-VII вв. до н.э. с лепной посудой и архаичными орудиями труда.Длинные холмы-хребты Узун-Сырт и Биюк-Енышар находятся приблизительно на одной линии и красиво обрамляют с севера и востока обширную Коктебельскую долину. Между холмами проходит Узунсыртский перевал, по которому проложено судакско-феодосийское шоссе. В IV в. до н.э. над перевалом стояла пограничная стража Боспора Киммерийского. Здесь была самая западная граница царства, пограничная полоса, разделяющая Боспорское царство и Тавроскифию.Здесь на склонах Сары-Каи археологи обнаружили остатки обширного скифского городища (около 8 га) конца II в. до н.э. – начала II в. н.э. Город был обнесен внушительными укреплениями и имел возвышенный акрополь с крепостью, жилые кварталы и посады. Восточный склон города был окружен земляным валом. В этом позднескифском городе найдены жилые и хозяйственные строения, очаги, зерновые ямы, разнообразная лепная и гончарная посуда, железные ножи, бронзовые зеркала, браслеты, бусы, перстни. Рядом с городищем находились курганные погребения II в. до н.э. – I в. н.э. Воздушные потоки над горой КлементьеваУглубление Баракольской впадины в сочетании с дугообразной формой хребта (вместе они как бы образуют чашу) являются причиной возникновения уникальных воздушных потоков, которыми так славен Узун-Сырт. Стенки этой гигантской чаши, препятствующие прохождению ветров, невысоки и пологи. Плавно обтекая гору, воздушные волны как бы перекатываются через нее и попадают в другую, северную долину, и на этих упругих струях может парить планер. Как когда-то сказал Леонардо да Винчи: «Крылья – это локти, которые опираются о воздух». С этой точки зрения на воздух Узун-Сырта можно опереться, он держит, как говорят планеристы.Удачное расположение Узун-Сырта позволяет парителям находить и использовать потоки обтекания почти при любом ветре. Но особенно благоприятны для полетов северный и, еще более, южный ветер. Хороший «южак» - предмет мечтаний всех летающих здесь. При южном ветре здесь можно парить в потоках обтекания и в «термиках», с облаками и на «волне». Можно в течение одного полета делать многократные переходы из одних условий парения в другие и, словно на огромных качелях, подниматься из потоков обтекания в термики, к облакам и обратно.Это удивительное разнообразие воздушной обстановки, как и смена удивительных пейзажей, открывающихся вокруг, завораживало всех пилотов, попадавших сюда с равнины. Гора обрушивала на них неизведанные ощущения, близкие к счастью. Воспоминания ветеранов планеризма заставляют преисполниться великого почтения к старому Узун-Сырту, который все планеристы зовут коротко и уважительно – Гора. Именно так, с большой буквы. Колыбель советской авиацииО многих возвышенностях в Крыму местное население сложило по легенде, а некоторые из них заслужили даже нескольких. Но самая молодая легенда относится к хребту Узун-Сырт, которая звучит примерно так :"Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, внук художника И.К.Айвазовского, Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. Арцеулов gо дороге рассказывал поэту об авиации и о восходящих потоках, а потом предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути."Когда путешественники поднялись на гору дул легкий свежий южный ветер. Перед ними открылся вид живописной Коктебельской долины. Восхищенный Максимилиан Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа к их удивлению не упала, а замерла на месте, плавно поднялась вверх и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. М. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников - авиаторов с планерами".Эта легенда с каждым новым пересказом обрастает новыми подробностями, но главное здесь соответствует истине: именно Константин Арцеулов открыл уникальные свойства горы Узун-Сырт. В одном из своих писем Арцеулов писал : ".. Окончательно же качества найденной мною горы были признаны в 1925 году, когда даже немецкие спортсмены, побывавшие у нас, заявили, что коктебельскаяГора — лучшее место в Европе для полетов на планерах...».Среди немецких летчиков, о которых говорит Арцеулов, был и будущий главком люфтваффе Третьего рейха Герман Геринг. Когда во время Великой Отечественной войны немцы брали Крым, Геринг издал специальный приказ не бомбить гору Клементьева, чтобы не повредить уникальные качества хребта. И ни одна бомба не упала на Гору, которую, как видно из письма Арцеулова, авиаторы уже тогда стали писать с большой буквы.Здесь, на Узун-Сырте, органично сплелись две стихии - горы и небо. Постоянно дующие ветра образуют над склонами хребта восходящие потоки обтекания, которые позволяют в этом месте совершать парящие полеты. Именно по этой причине гора Узун-Сырт стала колыбелью для планеризма, дельтапланеризма и парапланеризма.В мире существует всего две горы с такими сильными восходящими потоками - это Узун-Сырт в Европе и Харрис Хилл в Америке рядом с одноименным городком в США, штат Нью-Йорк. Петр КлементьевПетр Николаевич Клементьев родился в рабочей семье в Астрахани в 1896 году и был старшим из семерых детей. С 14 лет пошел работать на судоремонтный завод, а в 1915 году был призван в армию. В 20-летнем возрасте вступил в партию и принимал участие в революции.Когда началась гражданская война, Петр был направлен в отряд гидросамолетов в Царицын. Начав службу с моториста, он стал военкомом отряда, а потом и летчиком. После войны Петр Клементьев был командирован в Севастополь обучать флотскую молодежь летному делу. Позже он работал инструктором Летного дела в Самаре. Приехав в Москву учиться в Академию воздушного флота, увлекся планеризмом, построил свой летательный аппарат «Комсомолец» при помощи рабочих Миусского трамвайного парка.После постройки планера Петр Клементьев привез его в Крым на всесоюзные соревнования. На своем планере Клементьев совершил 22 полета. Во время двадцать третьего парящего полета планер треснул, сложились оба крыла. Летчик упал с высоты 500 метров и разбился.Это случилось 11 сентября 1924 года, Петру Клементьеву было двадцать восемь лет. Из Коктебеля его тело доставили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. В этот же год Узун-Сырт стали именовать горой Клементьева.Через полвека после открытия 1-х планерных испытаний на переднем крае горы Клементьева 9 сентября 1973 года был установлен памятник планеристам. Этот семиметровый постамент, обитый серебристым дюралем, был увенчан цельнометаллическим рекордным планером А-13. Это был своеобразный подарок антоновцев любимой Горе.Сильные порывы ветра несколько раз срывали планер с постамента. В 2003 году памятник был реконструирован, вместо настоящего планера на постамент поместили более легкую модель, способную сопротивляться ветрам. Модель сегодняшнего планера, как флюгер, поворачивается согласно направлению ветра.На обелиске на мраморной доске высечены слова О.К.Антонова: «Пока будут восходящие потоки – будут люди, стремящиеся летать». Чуть ниже надпись : «Первопроходцам и романтикам неба в честь 100-летия авиации и 80-летия планеризма. 1903-1923-2003». |