Здесь же в 70-80-е стали проводиться первые слеты и соревнования дельтапланеристов, а затем и парапланеристов. Не случайно именно здесь существуют уникальные в своем роде музеи — Музей дельтапланеризма в Феодосии и Музей планеризма в Коктебеле.
И сегодня Коктебель и Феодосия — признанные центры воздухоплавательно го спорта. Ежегодно в начале мая в Феодосии проводят международные соревновани; «Воздушное братство» и чемпионат Украины по полетам на тепловых аэростатах, в которых любой желающий может поуча ствовать в показательных полетах в качестве пассажира. В остальное время тоже можно подняться в небо и совершить захватывающий полет к над окрестностями (самостоятельно или с инструктором). Для этого рекомендуем обращаться в Центр планерного спорта на горе Узун-Сырт в Коктебеле, а также в аэроклуб «Дельф» на уд Гарнаева, 85 (тел. 4-26-65) и в Дельтапланерный клуб на ул. Степаняна, 61 (оба в Феодосии). Ну, а для тех, кто просто хочет ощутить радость парения в воздухе, практически везде в юго-восточном Крыму летом организованы полеты над морем и побережьем на мотодельтаплане с пилотом, стартующим на поплавках прямо с воды. Можно также полетать на дельтапланах и парапланах, буксируемых катерами.
27.09.2010 В конце сентября на горе Клементьева в Феодосии пилоты-инструкторы обнаружили пилотов без лицензий, обучающих новичков полетам на парапланах. Как сообщил парапланерист Алексей Пешков, совет пилотов Республиканского дельтапланерного клуба принял решение о запрете воздушных нелегалов, так как это угрожает жизни самих партизанов и их пассажиров, а также других летчиков. Некорректное поведение на летном поле этих воздушных хулиганов, которые отказались соблюдать правила полетов, что довело до мордобоя, угроз и криминальных разборок. Всем, кто впервые отправляется в полет, настоятельно рекомендуется обратить особое внимание на наличие удостоверения пилота у летчика, катающего вас, или лицензии на обучение у вашего инструктора. Перед санкционированным полетом каждый пилот и пассажир обязан оформить страховой полис, а нелегалы пренебрегают безопасностью людей, соблазняя доверчивых клиентов экономией незначительной суммы на страховке. |
Гора Клементьева. Описание и месторасположение
Узун-Сырт в переводе с тюркского означает «длинный хребет, спина». Выглядит хребет, как длинный ровный вал, напоминающий исполинскую застывшую волну морского прибоя : широкая лента, протянувшаяся на 7.5 километров в длину с идеально правильной плоской вершиной. Расположен хребетУзун-Сырт на 13-м километре от Феодосии рядом с Коктебелем и возвышается над уровнем моря на 268 метров, а над окрестными долинами – на 180-200 метров.Древняя история Узун-Сырт
С вершины холма Коклюк грунтовая дорога ведет к селу Наниково - это отделение совхоза-завода «Коктебель». Оно названо в память о лейтенанте Наникове, который погиб в боях за село. Старое название села Наникова - Бараколь, что в переводе с тюркских языках означает собака, овчарка («бары»), а «коль» - пересыхающее озеро.По западному склону горы дорога следует мимо источника, в окрестностях которого на террасах Армутлукской долины обнаружены следы многих культур - от неолита до средневековья включительно. В конце неолита (8-3 тыс. до н.э.) рядом с источником находилась стоянка древнего человека. На вершине хребта Узун-Сырт археологи обнаружили остатки поселения IX-VII вв. до н.э. с лепной посудой и архаичными орудиями труда.Длинные холмы-хребты Узун-Сырт и Биюк-Енышар находятся приблизительно на одной линии и красиво обрамляют с севера и востока обширную Коктебельскую долину. Между холмами проходит Узунсыртский перевал, по которому проложено судакско-феодосийское шоссе. В IV в. до н.э. над перевалом стояла пограничная стража Боспора Киммерийского. Здесь была самая западная граница царства, пограничная полоса, разделяющая Боспорское царство и Тавроскифию.Воздушные потоки над горой Клементьева
Углубление Баракольской впадины в сочетании с дугообразной формой хребта (вместе они как бы образуют чашу) являются причиной возникновения уникальных воздушных потоков, которыми так славен Узун-Сырт. Стенки этой гигантской чаши, препятствующие прохождению ветров, невысоки и пологи. Плавно обтекая гору, воздушные волны как бы перекатываются через нее и попадают в другую, северную долину, и на этих упругих струях может парить планер. Как когда-то сказал Леонардо да Винчи: «Крылья – это локти, которые опираются о воздух». С этой точки зрения на воздух Узун-Сырта можно опереться, он держит, как говорят планеристы.Колыбель советской авиации
О многих возвышенностях в Крыму местное население сложило по легенде, а некоторые из них заслужили даже нескольких. Но самая молодая легенда относится к хребту Узун-Сырт, которая звучит примерно так :"Однажды, в начале 20-х годов, поэт Максимилиан Волошин и знаменитый авиатор, внук художника И.К.Айвазовского, Константин Арцеулов, шли пешком из Коктебеля в Феодосию. Арцеулов gо дороге рассказывал поэту об авиации и о восходящих потоках, а потом предложил подняться на гору Узун-Сырт, которая была почти по пути."Когда путешественники поднялись на гору дул легкий свежий южный ветер. Перед ними открылся вид живописной Коктебельской долины. Восхищенный Максимилиан Волошин начал декламировать стихи и в эмоциональном порыве бросил шляпу навстречу ветру. Но шляпа к их удивлению не упала, а замерла на месте, плавно поднялась вверх и, перелетев через головы путников, опустилась на землю. М. Волошин был в восторге, он сразу понял, что такое воздушные восходящие потоки, а Арцеулов, спустя некоторое время, привел на эту гору своих друзей и единомышленников - авиаторов с планерами".Эта легенда с каждым новым пересказом обрастает новыми подробностями, но главное здесь соответствует истине: именно Константин Арцеулов открыл уникальные свойства горы Узун-Сырт.
Петр Клементьев
Петр Николаевич Клементьев родился в рабочей семье в Астрахани в 1896 году и был старшим из семерых детей. С 14 лет пошел работать на судоремонтный завод, а в 1915 году был призван в армию. В 20-летнем возрасте вступил в партию и принимал участие в революции.Когда началась гражданская война, Петр был направлен в отряд гидросамолетов в Царицын. Начав службу с моториста, он стал военкомом отряда, а потом и летчиком. После войны Петр Клементьев был командирован в Севастополь обучать флотскую молодежь летному делу. Позже он работал инструктором Летного дела в Самаре. Приехав в Москву учиться в Академию воздушного флота, увлекся планеризмом, построил свой летательный аппарат «Комсомолец» при помощи рабочих Миусского трамвайного парка.После постройки планера Петр Клементьев привез его в Крым на всесоюзные соревнования. На своем планере Клементьев совершил 22 полета. Во время двадцать третьего парящего полета планер треснул, сложились оба крыла. Летчик упал с высоты 500 метров и разбился.Это случилось 11 сентября 1924 года, Петру Клементьеву было двадцать восемь лет. Из Коктебеля его тело доставили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. В этот же год Узун-Сырт стали именовать горой Клементьева.Через полвека после открытия 1-х планерных испытаний на переднем крае горы Клементьева 9 сентября 1973 года был установлен памятник планеристам. Этот семиметровый постамент, обитый серебристым дюралем, был увенчан цельнометаллическим рекордным планером А-13. Это был своеобразный подарок антоновцев любимой Горе.Чуть ниже надпись :
«Первопроходцам и романтикам неба в честь 100-летия авиации и 80-летия планеризма. 1903-1923-2003».