Встав с первыми петухами, добираюсь с первыми троллейбусами (04-50) до с.Изобильного (06-30). Точнее, до остановки с.Изобильного на трассе «Симферополь - Алушта». Рассвет уже давно состоялся, но ощущение раннего утра позитивно настраивает на предстоящий подъем.Дорога от Алуштинской трассы сразу же идет в гору, задавая тонус на ближайшие два часа подъема.
А в самом с.Изобильное радует плавным затяжным спуском до Изобильненского водохранилища.В лучах утреннего Солнца открывается красивая панорама на водохранилище. Впереди развилка: налево Алушта, мне направо в гору. Не смотря на раннее утро, дорога оживлена автотранспортом, и я начинаю осознавать размах этого паломничества.
После череды нескольких спусков и подъемов (2-3 км) попадаю в лес, и сразу же понимаю - обрести тишину и покой не удастся. По крайней мере на время подъема. На въезде в лес группы лесников и лесничих, экипажи милиционеров-гаишников и врачей на скорой помощи, еще какие-то службы, даже казаки. Не хватает только минометной батареи. Я даже растерялся и не решился останавливаться, что бы сфотографировать это заслон.
Честно говоря, ставил себе задачу добраться до монастыря неслазя с седла и не останавливаясь на отдых. Но проверить себя на выносливость не удалось. Может быть, я и справился бы с этой задачей, если бы не интенсивность движения на горной дороге. Несколько раз приходилось останавливаться на краю обрывов и пропускать автотранспорт. Гаишники формировали колонны из 5-8 транспортных средств и такими группами выпускали на подъем с интервалом по времени в 5-6 минут. Несколько старых крупных Икарусов оставили при въезде в лес. Таким громилам на горной дороге небезопасно, их не пустили.
Разрывая урчанием моторов тишину леса, меня догоняли колонны микроавтобусов и среднего класса легковушек.
Останавливаясь в целях безопасности на узких участках дороги, я встречался с полными ужаса глазами водителей автобусов, выруливавших из-за поворотов и вылетавших на скорости на подъем, и полными любопытства и уважения глазами паломников.
Затем пристроившись в хвост колонне, некоторое время на равных я вкручивал педали.
Но разрыв в дистанции был неизбежен, становился все больше, и колонна вскоре исчезала за очередным поворотом или подъемом, ненадолго оставляя меня один на один с лесом. За полтара часа подъема к монастырю меня обогнало порядка 200 автомобилей.
На кордоне меня сразу не пускали на велосипеде. Но потом здравый смысл восторжествовал и въезд мне разрешили. Однако, сразу же дали понять - дальше монастыря меня никто не пустит. Скажу честно - надежда была, в планах хотел проехать по всей Романовской дороге.
Часто мы туристы сетуем на лесников, на их не дружелюбность, желание заработать на нас лишнюю копейку… Не судите их строго, ведь они здесь хозяева, мы же гости, и зачастую незваные, от которых только проблемы: пожары, мусор, ЧП, вытоптанные поляны, приготовленные для сенокоса и т.д. А квадроциклы и джипы, раскатавшие новые, никому ненужные дороги?! А эти любители-археологии с миноискателями, как кроты перерывшие некоторые леса!? Но самое главное, что для работников леса беспечное поведение посетителей леса может обернуться тяжелыми испытаниями, опасностью и даже смертью. Вспомните гибель лесников супругов Тареевых. Спасая лес они погибли на боевом посту при ликвидации пожара в Алупкинском лесничестве. Тогда в августе 2007 года вся страна с болью смотрела как за несколько дней выгорело 300 гектаров реликтового леса.
Этот мальчик,вероятно сын работников леса, был единственны велосипедистом, встретившимся мне в этот день. И если я у него еще и вызвал интерес, то служители заповедника,не смотря на утренний час, были явно раздрожены. Весь это день открытых дверей был им лишней нагрузкой. Из-за вопросов организации паломничества они уже сутки не спали. За поездку я насчитал только в форменной зеленой одежде не менее 50 работников.
На всех съездах от дороги (а их до монастыря 5-6)стояли лесники, смотрели, чтобы никто ненароком не сбился и не заблудился или не рванул куда-нибудь специально в глубь заповедника.
Ну вот, наконец, и перевал Кебит-Багаз. Если бы не знак, я бы и не понял, что перевалил главную гряду. Это самый низкий перевал в гряде - 590 метров. Именно через него хотели проложить железную дорогу в Ялту. Все утопает в зелени. Никаких понарамных видов.
В экстремальных условиях они смогли выжить там, где выжить бело невозможно. И не просто выжить, а еще и воевать. История Крымских партизан – это больше чем просто героическая история диверсионной войны в Крыму. Это отдельная тема. Более 60 лет прошло с тех событий. Несколько поколений уже сменило друг друга. Время беспощадно – все меньше остается тех, кто прошел кровавыми тропами той войны. И тем ценнее эти памятники, напоминающие о том, что мы находимся в тех местах, где страдали от голода, холода, ран, болезней и лишений, оплакивали погибших друзей, но не сдались. Не сдались и победили! Снимаю шлем. Вечная память героям – Крымским партизанам!
За перевалом спуск, развилка на Форелевое хозяйство и приятная ровная дорога.
Хотел подкормить, но мой конь педальный не оценил кормушку.
Въезд на "монастырскую поляну" запружен людьми и автотранспортом.
Пришлось спешиться и идти рядом, так получалось быстрей.
08-40 Прибыл в монастырь. Служба еще не началась, но люду уже много.
Поднимаюсь по дороге к постройкам монастыря. И хотя понимаю, что в таком Святом месте могу смело оставить велосипед, на всякий случай базируюсь поближе к кельям братии. Вообще-то, в этот день в монастыре было много народу явно невоцерковленного.
Не буду напрягать историей монастыря и древними преданиями о святых братьях – бессребрениках. Кому надо - в сети источников достаточно. Предоставлю на Ваш суд только фотографии.
Братия и паломники встречают Митрополита Лазаря.
Началась служба.
Главная часовня и источник внизу в котловине, монастырские постройки - чуть выше. Над монастырем возвышается море леса и гор. Они просто нависают. Но все равно - ощущение, что монастырь парит в высокогорье.
К священному источнику необходимо отстоять длинную очередь. Однако, воды в округе хватает: чуть выше речка, колодцы и т.д. Когда-то к источнику приезжали представители разных конфессий. Совершавшие здесь омовение крымские татары дали ему название "Савлух-Су", что означает - "чистая, здоровая вода". Источник формируется из двух отдельных ключей, находящихся один от другого на расстоянии почти нескольких метров. Оба ключа соединяются в один, и по каменному руслу спускаясь вниз, впадают в Альму.
Прошел кресный ход. Народ стал разбредаться по округе, все искали места для пикников.
Стал накрапывать дождик. Я перекусил, запасся водой и двинулся было дальше штурмовать Романовское шоссе. Но... был тут же остановлен группой лесников, во главе с лесничим. Я им понравился, не сомневаюсь. Но меня не пустили. Заповедник для велосипедистов закрыт! Не помогли и общие темы для разговора (история заповедника, монастыря, обсудили партизанское движение в этих местах). Рядом было начальство. Это все и объясняло. Не сработало и телефонное право: попросил влиятельных друзей из Алушты походатайствовать за меня. Но дирекция была внизу в котловине возле часовни и источника, а там сотовая связь не работала. Друзья помочь не смогли.
Все! Прощай Чучельский перевал; не видать мне тебя, Никитсая яйла; не оседлать Гурзуфское седло; не побеседовать с ветром в Беседке ветров…. Ну, да ладно! Видать так Богу угодно, что бы я провел больше времени в этом Святом месте.
Безусловно, строгий пропускной режим в Заповеднике полностью оправдан сохранением природы горного крымского леса. Совершенно однозначно – заповедные леса исключают пешеходный туризм. И дело даже не в том риске, который несет с собой пешеход вместе со спичками в рюкзаке. Массовый отдых и гуляния в лесу уплотняют почву. Результат – сохнут вершины у деревьев. Из леса при таких перегрузках уходят звери, птицы перестают гнездится. И таких взаимосвязей сотни. Все это я понимаю! Но почему я, на самом экологически чистом виде транспорта, я , который из леса забирает с собой шкурки съеденного мной банана и скорлупу куриного яйца, не могу проехать по исторически сложившемуся экскурсионному маршруту по автомобильной дороге? Я этого понять не могу! Тем более, что я готов заплатить за это удовольствие. Может быть дирекции Заповедника стоит пересмотреть отношение к велосипедистам? Ведь на фоне всех этих экскурсионных колонн автомобилей и автобусов мы не вспугнем пасущиеся стада оленей и муфлонов или парящих в небе черных грифов. Конечно, можно обходить кордоны (как это делают пешие туристы - целые тропы натоптаны), можно давать мзду лесникам под видом штрафов или просто отмораживаться. Но радости и гармонии в душе после этого не остается.
Возвращаюсь тем же маршрутом. Наслаждаюсь спуском. Местами опасно, скользко.
Времени же еще достаточно и я решаюсь посетить некоторые туристические стоянки, заявленные на всех полукилометровках. Странно как то, вроде и заповедник, а туристические стоянки! После Кебит-Багаза съезд на эти стоянки, но там лесники на Ниве. Партизаню. Тихо обхожу их верхом. Тащу вел, теряю минут 15 на этом. И вот я снова в седле. Дорога грунтовая, но очень ухожена: в местах размыва забетонирована, вокруг большая заповедная "потемкинская деревня". Сплошная показуха: санитарная рубка, штабеля дров и т.д. Прямо образцово-показательное хозяйство.
И вот первая стоянка.
Поляна Тавров!
После тавров в Крыму остались развалины поселений и крепостей на скалистых вершинах и у древних проезжих дорог. Их культура оставила нам громадные каменные «ящики» - склепы, чем-то напоминающие кавказские дольмены. Тавры были настоящими горцами: свободолюбивыми, бедными, разбойными. Славились пиратством. У них были обычаи человеческих жертвоприношений. Эллины, в своих исторических трактатах, описывали тавров коварными варварами и злодеями. Правда таврам это не мешало оставаться хорошими землепашцами и пастухами.
Но каких-либо явных развалин крепостных стен или святилищ я в округе стоянки не увидел. Ее название - «Поляна тавров», скорее дань тому что, тавры вообще обитали в районе этих гор. Поправьте меня если я чего-то не увидел на этой стоянке.
Недалеко была только могила. И судя по году смерти - 1920 - речь наверное идет о героическом прошлом партизан времен гражданской войны с Врангелем. В этих местах также как и во время ВОВ шли жаркие схватки.
Следующая остановка меня впечатлила меньше.
Стоянка в полукилометре от дороги. Тот же навес. Рядом мангал, лужа-озерцо, речушка и водопровод от нее. Все утопает в лесу.
А еще, метров через 500, въезд на целый комплекс.
Место очень ухожено. Рядом вся туристическая "инфраструктура". Отдельные стояночки. Туалеты. Яма для мусора. Какая-то печь и т.д. За постройкой - старинный фундамент охотничьего домика.
Да, не хилые, должно быть, здесь корпоративчики проходят!
Рукотворное озеро. Все очень живописно! Но приближается гроза!
Решил переждать дождик! Сижу, размышляю. Злюсь на себя, что не смог решить проблему поездки по копанной дороге. Ведь попрут же в Ялту, попрут после церковной службы в монастыре по этой дороге всякого рода генералы и отдаст им честь сам директор Заповедника. Ну да Бог им судья!
Ведь попасть сюда не так легко еще и потому, что Крымский государственный природный заповедник относиться к администрации Президента Украины и Высочайшие посещения сих мест были не только во времена Николая Александровича Романова.
Здесь классно отдыхали президенты Кучма и Путин. Эти то были больше по рыбалке, поэтому при них поднялось форелевое хозяйство. А вот Сталин, Хрущев с Брежневым полюбляли здесь охоту. Ну а где король, там и его свита и зарубежные гости. Заповедник то создавался полтораста лет назад для императорских охот, а в советское время носил противоречивое нелогичное название - Крымское заповедно-охотничье хозяйство.
Ну вот и все! Закончился дождь. Пора в Алушту на Симферопольский троллейбус.
Остаток пути пролетел быстро, машины не мешали. Но, на въезде в Изобильное, меня догнала таки коллона из монастыря, проехало 50-60 автобусов. На спуске их сопровождал патруль ГАИ. Чуть позже меня обогнал джип Митрополита. Из Изобильного в Алушту я добирался уже не через Симферопольскую трассу, а заехал через ул.Партизанскую, где находится дирекция и музей заповедника. В 17-00 я уже боролся со сном в троллейбусе, который "ковылял" на Ангарский перевал.
Вывод, байкер, - если ты не глубоко верующий, которого духовный наставник обязал совершить паломничество 14 июля в День Косьмы и Дамиана в монастырь на велосипеде, сто раз подумай, стоит ли подвергать себя и других опасности на запруженной автотранспортом горной дороге. Если же ты уверен в своих силах и реакции - позитив тебе обеспечен.
Всем счастливого пути на тропах и дорогах Крыма!
С приветом, Игорь!
www.livecrimea.com