Видео - полет на параплане на горе Клементьева
Дельтаплан и параплан
Дельтаплан - это летательный аппарат с фиксированным (немашущим) крылом, взлетающий и приземляющийся лишь за счёт мускульной силы ног пилота. По существу, дельтаплан представляет сверхлёгкий планер, внешне напоминающий бумажного змея. Основное достоинство дельтаплана — это простота конструкции, благодаря которой дельтаплан дёшев, надёжен и компактен при хранении.На дельтаплане человек может осуществлять взлет и посадку самостоятельно, без использования каких-либо дополнительных средств и приспособлений. Возможности дельтаплана воистину безграничны. Например, максимальная высота, на которую когда-либо `забирался` дельтаплан составляет 4340 м.
Видео - полет на параплане на горе Клементьева
Дельтаплан и параплан
Дельтаплан - это летательный аппарат с фиксированным (немашущим) крылом, взлетающий и приземляющийся лишь за счёт мускульной силы ног пилота. По существу, дельтаплан представляет сверхлёгкий планер, внешне напоминающий бумажного змея. Основное достоинство дельтаплана — это простота конструкции, благодаря которой дельтаплан дёшев, надёжен и компактен при хранении.На дельтаплане человек может осуществлять взлет и посадку самостоятельно, без использования каких-либо дополнительных средств и приспособлений. Возможности дельтаплана воистину безграничны. Например, максимальная высота, на которую когда-либо `забирался` дельтаплан составляет 4340 м.Русское название дельтаплана происходит от названия греческой буквы «дельта», свидетельствующей о треугольной форме его крыла. В сложенном виде дельтаплан помещается в чехол длиной 2 метра и диаметром 40-50 см.Название параплан происходит от двух слов : ПАРАшют + ПЛАНер, и он внешне напоминает парашют. Но на этом сходство параплана с парашютом заканчивается. Парашют типа крыло имеет прямоугольную форму, а параплан - элипсовидную. Парашют в первую очередь предназначен для прыжка с самолета, замедления скорости падения и мягкой посадки на землю. Параплан же по своим аэродинамическим характеристикам скорее похож на планер или дельтаплан, и совершает взлет с горы или холма.
Параплан действительно летит, а не падает вниз. При благоприятных погодных условиях (наличие восходящих потоков), пилот может часами оставаться в воздухе, набирать высоту и совершать маршрутные полеты.Крыло параплана – это самонаполняющаяся двухслойная оболочка. Это мягкое «индивидуальное надувное крыло» имеет размах почти 10 метров, и надувается оно через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Параплан, как и парашют, можно сложить, придав ему компактную форму и упаковать в туристический рюкзак.
Существуют парапланы с компактными двигателями – парамоторы и паралёты, позволяющие стартовать с равнинной местности и выполнять многокилометровые полёты.
Что выбрать - дельтаплан или параплан
Полеты на дельтаплане и параплане давно привлекают внимание любителей экстремальных видов спорта. Но что выбрать, чему отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос с точки зрения аэродинамики крыла и летных характеристик однозначен – дельтаплан в полете лучше.Аэродинамическое качество современных дельтапланов составляет 17-18, в то время как у парапланаот достигает 8-9. Аэродинамическое качество – это способность пролететь несколько километров с определенной высоты, это коэффициент, показывающий дальность планирования по отношению к израсходованной высоте. В одинаковых погодных условиях дельтаплан может лететь дальше.Второй показатель - это скорость. Дельтапланы летают значительно быстрее парапланов и достигют скорости 130 км/ч. Скорость парапланов едва дотягивает до 65 км/ч, но при этом полет становится весьма опасным - у параплана может подвернуться передняя кромка, и тогда крыло сложится. Диапазон минимально возможных скоростей у них отличается не так сильно. Минимальная скорость спортивного дельтаплана составляет 27 км/ч, у спортивного параплана - 22 км/ч.При падении скорости меньше допустимой происходит срыв потока с крыла. В этом случае дельтаплан теряет управляемость, высоту и начинает разгоняться до тех пор, пока не наберет нужную скорость. Вмешательство пилота при этом не требуется - ообычно на это уходит несколько секунд. С парапланом происходят более сложные эволюции, поскольку крыло параплана полностью гибкое, оно начинает складываться, но также пытается самостоятельно компенсировать недостающую скорость и ныряет вперед. Если параплан вовремя не "поймать", притормозив купол, может возникнуть целая серия опасных сложений. Скороподъемность. Бытует мнение, что парапланы лучше набирают высоту поскольку они легче. Скороподъемность зависит только от одного параметра – от минимальной скорости снижения летательного аппарата. В этом отношении дельтаплан выигрывает у параплана. У современных дельтапланов минимальная скорость снижения составляет 0.7 м/с, у современных - парапланов 0.9 м/с.
Но необходимо помнить, что фактическая дальность полетов и набранная высота, включая и скорость набора высоты, определяются мастерством пилота :
- рекорд дальности полета на дельтаплане составляет 700 км;
- рекорд дальности полета на параплане составляет 423 км;
- средняя скорость на 200-километровом маршруте "до цели с возвращением" для дельтаплана составляет 75 км/ч;
- средняя скорость на 200-километровом маршруте "до цели с возвращением" для параплана составляет 34 км/ч;
Безопасность полетов
В первую очередь необходимо понимать, что безопасность полета зависит скорее не от вида летательного аппарата, а от самого пилота, насколько он трезво оценивает свои возможности и возможности своего аппарата. Но с другой стороны разные летательные аппараты предоставляют разные возможности как с точки зрения всех рассмотренных выше показателей, так и диапазона допустимых метеоусловий.В связи с тем, что у дельтаплана, в отличие от параплана, жесткое крыло, которое не складывается в турбулентных условиях, дельтапланы более стабильны в воздухе и меньше подвержены воздействиям внешней среды, в частности турбулентности, которая всегда присутствует в парящих полетах. Кроме того,дельтапланы быстрее летают, что увеличивает верхнюю планку ограничений на скорость ветра.Парапланы с точки зрения безопасности имеют один существенный недостаток - у них полностью гибкое крыло без единого жесткого элемента. В условиях турбулентности крыло параплана складывается и дальше не летит, а падает. Но в оправдание современным парапланам необходимо заметить, что они умеют не только складываться, но и раскладываться в воздухе. То есть при умелых действиях, а иногда и без них, пилот параплана может снова «разложить» крыло и продолжить полет, но для этого требуется определенный запас высоты и времени.
Преимущество параплана
Но имеет ли параплан хоть какое-нибудь преимущество перед дельтапланом в воздухе? По летным характеристикам, к сожалению, нет - параплан в воздухе по большинству важнейших параметров уступает дельтаплану. Также и планер, несмотря на то, что он намного тяжелее как параплана, так и дельтаплана, сильно превосходит по летным качествам их обоих.Безусловно у параплана имеются некоторые преимущества над дельтапланом. Но эти преимущества проявляются отнюдь не в воздухе, а на земле :- параплан имеет меньший вес крыла с подвесной системой - суммарный вес для параплана 20 кг, для дельтаплана 40 кг;
- параплан требует меньше времени на подготовку к старту - время подготовки параплана 10 минут, дельтаплана 20 минут;
- транспортировочные габариты параплана безусловно меньше;
- пониженные требования к мастерству пилота для посадок на ограниченные площадки;
- пониженные требования к мастерству пилота при старте с сильным боковым ветром на пологом склоне.
Ресурсно-стоимостные показатели дельтаплана и параплана
Еще одним немаловажным фактором является стоимость крыльев и накладные расходы на эксплуатацию. Стоимость дельтапланов варьируется от 400 до 4000 евро в зависимости от типа и производителя крыла. Стоимость парапланов немного дешевле - от 300 до 3000 евро.Но минусом параплана в то же время является и значительно меньший их ресурс. Если крыло дельтаплана при бережном уходе может прослужить до 10 лет, то срок службы парапланов при аналогичной интенсивности эксплуатации составляет 3 года. Это связано в первую очередь с тем, что для обеспечения легкости парапланов используются более легкие и соответственно менее долговечные ткани, которые под действием ультрафиолетового излучения солнца со временем теряют необходимую прочность.На дельтапланах применяются более тяжелые и плотные ткани, ресурс которых многократно превосходит парапланерные ткани. Кроме того, крыло дельтаплана составляет треть его стоимости, а каркас и деталировка не устаревают, их можно только сломать. Поэтому при износе обшивки дельтаплана ее можно просто заменить на новую и продолжить полеты. Параплан же необходимо менять полностью - он весь тряпичный.