Часть 4. Бахчисарай – Тепе-Кермен.
Еще на Челтере нам порекомендовали в Бахчисарай ехать не через Залесное, как это сделали питерские байкеры, а по шоссе прям от Эски-Кермена. Однако перспектива гнать по трассе вместе с машинами лишние 10км не внушала оптимизма, и, не доезжая горы Кая-Баш, едва заметив натоптанную грунтовку в направлении Красного Мака, мы свернули с асфальта. Холмистая местность не представляла проблем ни на спусках, ни на подъемах, что позволило быстро докатить до не обозначенного на наших картах поселка Черные Камни, характерного множеством резных деревянных табличек с жизнеутверждающими фразами, типа "Чтоб ты жил на одну зарплату”. Оттуда в Красный Мак шла уже асфальтированная дорога, что было очень кстати, так как снова зарядил дождь. Пока он был несильным, это не шибко напрягало, ведь качение по мокрому асфальту не имело таких негативных эффектов, как в случае с глиной, однако когда потоки воды усилились, по левую сторону от дороги очень удачно оказались заброшенные строения с полуразрушенными крышами. Там мы и укрылись от непогоды.
До Бахчисарая удалось добраться лишь почти к 6 часам вечера. Перекусив чебуреками и старым добрым лимонадом, а также выполнив необходимые закупки провизии на 2 дня вперед, мы поехали дальше. Рассматривать местные достопримечательности не было ни времени, ни особого желания. Благодаря сговорчивости Лехи с местными жителями, воду набрали прям перед выездом из города, а затем направились вдоль возвышенности Беш-Кош по, так называемой, дальней балке. Пришлось пожертвовать посещением Чуфут-Кале, чтобы на следующий день забраться таки на гору Тепе-Кермен в расположенный там пещерный город, который питерцы посетить не смогли.
| |
Стремительно начинало темнеть, что особенно ощущалось в буковом лесу. Карта указывала о приближении к небольшой поляне, на опушке которой мы и остановились, разбивая лагерь уже при свете луны. Коля как обычно ловко справился с установкой палатки быстрее всех и отправился вслед за своими сожителями Сашкой и Пашей в близлежащий ельник на поиски дров. Для ускорения процесса отсыревшие ветки разожгли с помощью горелки, и вскоре мы уже сидели у костра, согревая ноги, промокшие в траве после дождя. Впервые план на день по маршруту был выполнен практически полностью, что обнадеживало.
Тепе-кермен.
Утром нас разбудило привычное солнышко, и, чтобы размять измотанные тремя днями пути тела, Саша, в недавнем прошлом инструктор по фитнесу, провела ободряющую зарядку. Около 10 часов мы уже были в седле, готовые покорять пещерный город. Довольно быстро густой лес сменился залитой солнцем молодой порослью сосен, сухая дорога с незначительными наносами песка была приятна для езды. Красивый пейзаж радовал глаз: справа возвышалась гора Чуфут-Кале, венчающая внушительный хребет, а спереди периодически проглядывалась одиноко стоящая Тепе-Кермен. Единственное, что напрягало, это довольно часто возникающие развилки. По большей части, мы старались придерживаться либо более натоптанной дороги, либо подходящей по направлению к цели. Еще выбирали путь, исходя из принципа: держаться как можно выше, чтобы, спустившись лишний раз, не пришлось снова подниматься. Однажды, правда, мы так чуть не забрались на хребет Чуфут-Кале, причем специально вернулись к подъему, решив что он нам больше подходит, протопали метров 100 пехом, но все-таки вовремя опомнились, заслав вперед Кузьмича налегке, когда дорога пошла совсем уж круто вверх, явно стремясь на хребет.
Где-то на полпути к горе Тепе-Кермен нам встретился палаточный лагерь, разбитый семьями с детьми. Как выяснилось, они здесь пережидали вчерашнюю непогоду. Получив необходимые инструкции, как лучше ехать дальше, мы уже больше не плутали и быстро доехали до развилки, от которой пешеходная тропа уходила круто вверх к пещерному городу с восточной стороны. При этом, надо сказать, большую часть пути от лагеря мы спускались, от чего поездка была совсем неутомительной и в высшей степени приятной.
Велосипеды спрятали в ближайшей чаще, связав их на всякий случай и забросав ветками для маскировки:). Нам предстоял подъем примерно на 200-300 метров с последующим продолжительным изучением древнего городища, поэтому с собой взяли куртки от ветра и еду для перекуса.
Тропа была достаточно натоптанная, но сыпучая порода вызывала некоторые трудности при подъеме. Тем не менее, уже спустя 20 минут мы были наверху, снова лазили по дыркам, прикалывались, наслаждались видами и фоткали, фоткали, фоткали.
Паша заприметил снизу военную базу и бросился снимать технику и всяческие боеголовки. По сравнению с Эски-Керменом, несмотря на схожие размеры, город произвел, пожалуй, большее впечатление. Во многом причиной этому стало практически полное отсутствие других людей и нахождение на большей высоте. Когда всесторонний осмотр был закончен, мы подкрепились традиционными колбасой с хлебом, шоколадкой и халвой. Хитом перекуса стал кефир, который еще в Бахчисарае прикупили благодаря очень удачному предложению Лехи.
Уходить с вершины совершенно не хотелось, но, немного повалявшись на солнышке, все-таки начали спускаться и, решив попробовать не повторяться, а пойти севернее, снова чуть не забрели на хребет Чуфут-Кале. Пришлось идти обратно и топать вниз по той же тропе, по которой поднимались. Около 3-х часов мы уже снова были в седле.