Дорожная сеть начала складываться в Крыму около 2.5 тысяч лет назад, что значительно отличает его от других регионов бывшего Советского Союза. Важной особенностью Крыма является также то, что он был провинцией самых разных империй, а также землей, на которой сформировалось немало государственных образований. Каждая эпоха создавала свою транспортную сеть, и каждая из них оставила нам заброшенные участки дорог в безлюдных, первозданно чистых, живописных местах, с обилием природных и исторических достопримечательностей.
Наиболее интересен и разнообразен для горного велотуризма Юго-западный Крым (между городами Симферополь - Бахчисарай - Севастополь - Ялта - Алушта). Горы высотой до 1545 метров, сложнейшие скалы и каньоны сочетаются с пологими холмами, прохладными долинами; разнообразные пляжи обрамляют каменные приморские хаосы.
Человечество освоило эти плодородные долины десятки тысяч лет назад. Города и гавани основали древние греки, а византийцы в Средние века создали 18 так называемых "пещерных" городов. Каждый из них, в особенности Мангуп, необыкновенно интересен для горного велосипеда, в том числе для самого сложного стиля катания - байк-климбинга (покорения скал). На фото - вид с Тепе-Кермен на долину реки Бодрак.
Недавно появившееся в экстриме направление - диггеры (исследователи подземелий) таже найдут здесь массу острых ощущений: здесь не просто обилие катакомб. С древности они использовались для военных целей. В Балаклаве находится уникальное сооружение - подземное убежище подводных лодок с туннелями в десятки километров.
В долине реки Кача оставлен военными защищенный командный пункт Черноморского флота ⌠АЛСУ■, 5 км туннелей прорезают 400 м монолитной толщи скал.
Доступны многие из военных объектов самых знаменитых войн за последние три тысячи лет, начиная от сражений между греками, скифами и роксоланами, и заканчивая двумя беспремерными оборонами Севастополя в ХIX и XX веков.
Современная милитаризация оставила Крыму самый большой в мире трамплин для самолетов - тренажер морской авиации, а также уникальные космические объекты, например, тарелки станций приема космической информации площадью 4 тысячи квадратных метров. В принципе, и на них возможно катание!
Именно Горный Крым прорезают во всех направлениях знаменитые древние вьючные тропы. Они поражают своей пологостью, а главное - они очень часто пролегают среди тенистых дубовых, буковых и сосновых лесов, наполняющих воздух фитонцидами.
Каждая речная долина изобилует прудами и водохранилищами с чистейшей родниковой водой.
На фото - карьер в п. Скалистое Бахчисарайского района
Самой величественной горой Крыма признан Чатыр-даг (Шатер-гора). Велосипедный маршрут на его вершину от Ангарского перевала составляет 5 км с перепадом высот около 700 метров.
Леса Горного Крыма очень богаты съедобными плодами. Уникальным живым памятником экологической мудрости земледельцев Средневековья являются чаиры - лесные сады.
Южный берег Крыма (Большая Ялта) - самый сложный район для велотуризма из-за больших перепадов высот, ограниченных пределов видимости на горных серпантинах и высокой плотности жилья и курортов.
Лишь просторные южнобережные парки можно рекомендовать для коротких прогулок, а также вьючные тропы, которые здесь со времен императорских и великокняжеских имений благоустроены, обсажены экзотическими деревьями и открывают незабываемые пейзажи.
Над Южнобрежьем вздымаются так называемые Яйлы - холмистые плоскогорья, почти безлесные, с высоким луговым разнотравьем. В отличие от Тарханкута и Керченского полуострова по этой траве ехать непросто, но сеть троп, грунтовых дорог и даже шоссе достаточно развита.
На фото - вид от г. Пахкал-кая (Демерджи-яйла) на Салгирскую долину
Наиболее известна и интересна яйла Ай-Петри. От поселка Мисхор на плато проложена канатная дорога, что очень удобно для любителей дан-хилла (скоростного спуска).
Юго-восточный берег Крыма (Большая Алушта и Судакский район) - здесь горы уже не так плотно подступают к берегу, а обширные долины у моря соединяются пляжной полосой. Так что от санатория "Утес" (запад Большой Алушты) и до самого Судака можно проехать по берегу, иногда по бетону набережных, иногда по дикому пляжу и каменным хаосам.
По долинам горных речек можно подниматься вверх, например, к знаменитой Долине Привидений или к водопаду Джур-Джур. Яйла Караби, которая возвышается над этим берегом, самое безлюдное место в Крыму - на площади около 100 квадратных километров есть лишь пост горных спасателей. Здесь более сотни больших карстовых полостей: пещер, колодцев, шахт; все усеяно карстовыми воронками. Если бы не заросли деревьев в них и не сочные травы, пейзаж напоминал бы Луну. Хотя здесь не так жарко из-за постоянных ветров, они же делают погоду неустойчивой, непредсказуемой и нередко - опасной.
Рекомендации по планированию маршрутов.
В Крыму горный велотуризм возможен любой сложности и для любого возраста - от 8 и до 80 лет. Но не на любом велосипеде. Поэтому организацию маршрута следует начинать с поиска опытного веломеханика, работающего именно с велосипедами МТВ. Нет никаких проблем в том, чтобы приобрести велосипеды известных марок. Но даже нескольких минут достаточно для того, чтобы безнаджено испортить их из-за неверной отладки механизмов или ошибок при катании.
Естественно, нужны и инструкторы (ведущий и замыкающий, оба со средствами связи) на группу из 6-10 туристов. Чтобы они получали от маршрута настоящее удовольствие, личные вещи, снаряжение для ночлега (а также, например, для скалолазания, дайвинга, пейнтбола и т.п.), ремонтный набор следует везти по маршруту на внедорожном автомобиле - просто забрасывать от одной стоянки до другой.
Небольшая личная аптечка должна быть у каждого туриста. А также фляга с водой, каска, защитные очки, для сложных маршрутов - наколенники и щитки на голень, перчатки. Для байк-климбинга еще и налокотники, и панцирная защита груди, плечей, спины.
Естественно, далеко не всем нужны в Крыму вело-прыжки над пропастью. Условно разделим туристов на три группы: 1) начинающие, а также убежденные любители (фитнес), продвинутые (спорт), сдвинутые (экстрим).
Для любителей и начинающих можно посоветовать в условиях Ялты, например, прогулку по Царской тропе от Ливадийского парка до Гаспры. На протяжении 6.5 км она почти горизонтальна. В Симферополе это катание на археологическом заповеднике Неаполь-скифский, а также маршрут вокруг Симферопольского водохранилища (полный круг около 15 км).
Сразу уточним, что пока не изучены возможности всех прибывших на маршрут туристов - они все считаются начинающими. По примеру альпийских горнолыжных курортов все туристы для допуска на трассу определенной сложности проходят тесты (испытания). Небольшие участки, позволяющие проверить уровень и спортивного, и экстрим-катания, есть на каждом из маршрутов, которые мы предлагаем для начинающих.
Опытный инструктор в течение одной-двух недель может сделать для начинающих доступным катание по вьючным тропам Южного берега и Юго-западного Крыма, а также по грунтовым дорогам на Яйлах, на Тарханкуте и на Керченском полуострове.
Для спортсменов и продвинутых будут доступными (при серьезной инструкторской работе) дороги и тропы всех районов велотуризма Крыма. Например, подъем и спуск по дороге (но не по тропе!) на Мангуп (583 м). Подъем с севера на плато Караби (высоты 900-1000 м) и спуск мимо горы Каратау к селу Генеральское. Тропа Голицына в Новом Свете под Судаком.
Для техничного катания можно рекомендовать трассу мотокросса у Алушты. Для подъема и спуска - нижнюю (лесную) часть тропы от Ангарского перевала (758 м) через Грушевую поляну к Ангар-буруну (1360 м).
Для сдвинутых так же (а может и в большей мере?) необходим инструктор, квалификация которого позволит найти для них, действительно, нечто экстремальное. Например, катание в катакомбах или пещерах, скальную акробатику, снежные восхождения или головокружительные (карколомные, говоря державной мовой) спуски с перепадами высот до 1.5 тысяч метров на один-два десятка километров трассы.
Примерами трасс для серьезных вело-мужчин (женщинам я бы просто не рекомендовал попадать в третью категорию) можно считать полную трассу (подъем + спуск) от Ангарского перевала (758 м) до вершины Чатыр-дага - пика Эклизи-бурун (1527 м); спуск по тропе с Мангупа (подъем там просто не реален); подъем с севера от Симферополя на гору Демерджи (1356 м) и затем спуск мимо Долины Приведений к морю; подъем на плато Ай-Петри (1234 м), а затем спуск - здесь возможны множество вариантов и со стороны моря, и от Большого каньона Крыма (высоты от 500 м над уровнем моря).
Для байк-климбинга во всей его необузданной мощи идеально (в полном духовном и языческом смыле этого слова) подходит Шайтан-Мердвень (Чертова Лестница), к ней ведет Календская тропа от села Подгорное у Байдарских ворот.
Замечательной особенностью Крыма является возможность дозировать и усложнять нагрузки до любой степени практически на всех маршрутах. Трассы в Предгорье или в южнобережных парках могут усложняться участками скал и крутыми склонами. Возвращение на уже знакомые участки позволит намного эффективнее использовать энерцию, точную работу корпуса, режим педалирования и передач, ставить перед собой более сложные задачи и получать большее удовольствие.
www.tour.crimea.com